понедельник, 2 апреля 2012 г.

Ламповый ренессанс


Все новое - это хорошо забытое старое
                                Истина
Давайте поговорим о так называемом «ламповом ренессансе» — направ­лении современной радиолюбительской электроники, специализирующейся на продолжении исследований технических характеристик ламп и использовании их в высококачественной аппаратуре.
 Приверженцы это направления, носящего название High-End («Хай-энд»), утверждают, что современные транзисторные усилители, даже формально принадлежащие к высокому классу, в дейст­вительности звучат намного хуже их ламповых собратьев.
Разработчики аппаратуры этого класса, среди которых немало радиолюбите­лей, уделяют при проектировании конструкции внимание любой мелочи вплоть до установки специальных проводов, очищенных от газовых и иных примесей, — так называемых акустических кабелей.
С аппаратурой этого класса связан еще один парадоксальный случай:, в свое время американские фирмы быстро закрыли производство электронных ламп как неперспективных, перейдя на полупроводники. Россия же до сих. пор со­храняет технологии производства ламп, поэтому теперь западные «хай-эндщики» пользуются в основном нашими лампами. Отечественные лампы хвалят - настолько хорошо они работают в аппаратуре этого класса.
High-End — это аппаратура не для массового производства, это — широкое поле для радиолюбительских исследований, это настройка на индивидуальный вкус слушателя, это — свободный и смелый поиск.
Парадокс High-End заключается в том, что ламповая техника сильнее иска­жает звук, чем современная полупроводниковая. Если провести исследования двух усилителей, построенных на разных элементах, то окажется, что как раз ламповый усилитель хуже воспроизводит звук. А на самом деле человеческому слуху «ламповый звук» приятнее! Связано это, как говорят исследования, с особенностью устройства слухового аппарата человека...
Чем же отличается этот класс аппаратуры от обычных усилителей? Прежде всего она способна заставить слушателя забыть, что он находится у себя в ком­нате, а не в зале. Возникает эффект пространственности — когда звук рождает­ся в пространстве, и забывается, что слушаешь запись. Закрыв глаза, вы н сможете определить, где расположены излучающие звук акустические систе­мы, — они растворяются на сцене.
Для комфортного восприятия музыки в не­большом помещении вполне достаточно мощности до 5 Вт на канал, но, чтобы снизить вероятность появления нелинейных искажений в усилителе от пере­грузки при резком изменении громкости (в музыкальных произведениях с большим динамическим диапазоном сигнала), максимальная мощность усили­теля для High End-системы выбирается не менее чем с 10-кратным запасом на каждый канал.
Теперь о звуке, а точнее его восприятии и субъективных параметрах, кото­рые пока не сможет измерить ни один прибор (сегодня их просто не существу­ет). Звук может быть «энергичным», «чистым» и «прозрачным» когда можно определить голос каждого инструмента, «мягким» и комфортным или же «вя­лым», «грязным», «бубнящим», «окрашенным» (в области средних или высоких частот), «звонким» («звенящим»), «компьютерным», «ящичным», «холодным» и т. д. В литературе, посвященной созданию такой аппаратуры, вы встретите еще немало других образных сравнений, передающих ощущения слушателя — двумя словами «плохо» и «хорошо» тут явно не обойтись. Поэтому окончательную настройку комплекта High End аппаратуры выполняют уже на слух люди, имеющие соответствующий профессиональный опыт и безупречный слух (их называют листенерами — listener).
Во многом создание такого класса систем для воспроизведения звука явля­ется искусством, из-за чего и стоимость соответствующая — сам усилитель от $800 до $15000, акустические колонки — от 600 до 16000 (штучная продукция для солидных людей). Да и само сочетание High End в буквальном переводе — «высший предел». Впрочем, изучив горы технической литературы и накопив опыт, любому радиолюбителю вполне по силам приблизиться к этому «высше­му пределу».


  • Идея собрать ламповый усилитель тоже была у меня давно,когда я читал разные аудиофильские сайты,форумы,блоги,но меня останавливало то,что самым дорогим в этом деле конечно же были и остаются трансформаторы.
Где-то в Октябре 2011 года,я пересекся со своим одноклассником Владом,который мне рассказал,что строит ламповый усилитель.Я тогда заинтересовался этим вопросмом вновь,стал расспрашивать про схему,конструкцию,и т.д.
4-го Ноября,мы зашли к нему,чтобы посмотреть до чего он уже довел своё "ламповое детище".Застали мы Влада в процессе борьбы с фоном этого самого усилителя,на тот момент всё выглядело так:



Скажу честно,то что это усилитель можно было догадатся только по радиолампам:)После этого мы с Владом как то давно не виделись и вот недавно,в четверг он мня попросил доделать и довести до ума его усилитель,на что я любезно согласился:)
В этот же четверг я пришел за усилителем.Показываю крупным планом "составные части":





На фотографиях: Левый и Правый каналы,диодный мост из диодов Шоттки(для накальных обмоток ламп),приклеенный на кусок деревянной линейки,выпрямитель Анодного напряжения +300В,и красавци-трансформаторы.
Посоветовавшись с Женей,было решено сделать каждый канал на печатной плате,плату нарисовали от руки,обычным маркером для компакт-дисков:

Стравили в растворе хлорного железа:

Проверка "на просвет" на наличие нестравившейся меди
                            
Вот такой получился один из каналов:

На следующий день,к плате были припаяны трансформаторы(звуковой и сетевой),подключен динамик:

Наступил этап проверки:
После проверки,на следующий день был собран аналогичный второй канал,все подключено и проверено в стереоварианте:


1 комментарий:

  1. Уходит еще один день,
    как часы, остановившиеся навеки,
    для всех, кто как и мы,
    всегда бежит и никуда не успевает...

    Перечитал, вспомнил как мы собирали это дело :) А на музыке Riccardo Fogli я вырос, можно сказать...

    ОтветитьУдалить